Воспоминания

Воспоминания о Калугино Ольги Петровой.

Моя бабушка — Александра Филипповна Вахрушева (Пучинина) (1889-1973).

На нашей первой даче в Калугино на Оби! Год примерно 1964-1966. Помидорки растут! Никаких теплиц и парников! Как изменилось все! Сейчас на дачах такая красота, каждый старается обустроить своё пространство как можно красивее! А тогда было все настолько слито с живой природой, что мы и сами были частью этой природы! Вот помню, что обувь на даче не носили вообще!!! Только вечером наряжались в одежды и обувь только потому, что комары нещадно жрали! Была от комаров какая-то жидкость, а у входа в дом бабушка устраивала дымовушку! Это в жестяной банке или в ведре поджигались сосновые шишки, которые тлели и давали приличный дым, который в свою очередь отгонял комаров! Так готовились ко сну! А электричества у нас не было! Только керосиновая лампа! А готовила бабушка на построенной на улице печке (лес был за огородом, оттуда и носили сухие ветки для сжигания) или на керосинке.  Ещё был самовар, который растапливали тоже сосновыми шишками, а потом пили чай!!! Таким было мое детство! Прекрасное, на реке целый день, кстати, у меня было детское коромысло и два оцинкованных небольших ведерка, каждый день нужно было сходить раз 20 на реку за водой, чтобы помочь бабушке и ее сестре, живущей с нами, наполнить бочки для полива! А как же! Приучали нас к труду с детства! Ещё были задания от бабушки прополоть грядки! Какое время было чудесное!  Следующими покажу фото нашей любимой дачи моего детства, которая была куплена в 1961 году! Таким дом был куплен в 1961 году у старожилов хутора Калугино, основанном в первом десятилетии 20 века! Домик-то был уже старенький совсем, зато земли было  много. В начале 50х, в Калугино уже насчитывалось двадцать домов. Это был рассвет жизни в поселении. В 1952 году сюда приезжают геологи на поиск редкоземельных руд, но вскоре эти работы были свёрнуты, а вот пробуренные изыскателями глубокие колодцы в лесу, который начинался прямо за нашими огородами (улица была одна, тянувшаяся вдоль берега Оби), остались открытыми! Вот однажды мы с бабушками пошли в лес за грибами, и я уже занесла ногу над таким колодцем, не увидев опасности! Благо, что бабушка шла рядом со мной и успела меня дернуть к себе, тем самым спасла меня, возможно, от самого страшного! Ужас мой не передать словами! Ведь вот всю жизнь помню этот случай! Ну и на бабушкином больном сердце добавилась к многим ещё одна зарубка! Вернёмся к дому! Он вместе с участком земли был куплен за 600 рублей при средней зарплате в то время 81,3 руб. Чтобы было понятнее, на такую зарплату можно было тогда купить 739 кг картошки. Куплен дом был на двоих, то есть с каждой семьи по 300 рублей! Правая половина, где два окна была наша, а левая с одним окном семьи ещё одной родной бабушкиной сестры Феоктисты Филипповны, которая на фото белит свою половину!

На этом фото очень хорошо видно, что домик наш стоит совсем близко к Оби! Прожили мы на этой даче всего лет пять, а потом продали свою половину семье бабушкиной сестры, которые занимали вторую половину этого домика. Представляете, он ведь и сейчас ещё жив! Я была там года два назад, только весь этот большой участок был распродан родственниками по частям, и теперь там настроено много домов, а этот используется одними из собственников как сарай! Я его сфотографировала снаружи и даже нашу комнатку внутри. Она такая маааленькая! А ведь у нас в ней помещалась даже русская печь ! Да.. а как изменилась береговая линия, не узнать! И опять воспоминания!!! В то время попасть на нашу дачу можно было только на теплоходе, который у нас не останавливался, причала ещё не было тогда. А остановка была наискосок на другом берегу реки в деревне Оры. Мы-то жили все лето безвыездно там, а вот мама приезжала на выходной, с продуктами (магазина у нас тоже не было). Как, думаете, они добирались к нам с другого берега? А вот как! Когда теплоход медленно проплывал мимо нашего Калугино, каждый, кто к кому-либо ехал, махал платочком против своего дома, а мы так узнавали, что к нам кто-то приехал. Ещё капитан теплохода давал гудок – значит, есть пассажиры к нам! У нас были два дачника-пенсионера Павел Николаевич и Василий Моисеевич, которые и отправлялись на лодках на тот берег за гостями! А потом уже обратно вместе с ними! Иногда приходилось и пару раз плыть! Вот такой был путь! Можно было и на машине доехать из города по лесной дороге, но машин-то ни у кого не было, совсем! Мама в начале лета брала грузовик на заводе, чтобы нас вывезти на дачу на все лето с запасами еды и прочего скарба, а потом в конце лета так же выезжали обратно! Забавно сейчас молодежи такое читать, наверное, когда в семьях и не по одной машине! Но нам — детям было так классно, нас же эти заботы не касались! Мы купались целыми днями, плавали на лодках с вёслами, ездили с дядей на рыбалку, вечерами всегда на высоком берегу над рекой был костёр, каждый приходил с парой поленьев, взрослые и дети! Играли в волейбол, в бадминтон, все умели плавать!

Вот так мы всегда спускались на берег, чтобы встретить или проводить наших гостей, которых привозили с другого берега, где была пристань, или увозили вечером в воскресенье обратно наши добровольные лодочники! Встречать всегда было радостнее, чем провожать! Я стою около лодки что-то грустная, наверное мама уезжает! В чёрном платье сестра моей бабушки Феоктиста Филипповна, а справа моя старшая сестра Лариса! А лодка нашего дяди Коли, у неё и название романтическое было на борту написано «Ассоль»! Помните имя героини книги А.Грина «Алые паруса»?!!! Как мы любили на этой лодке кататься, с мотором, по протокам! Плавали на остров напротив, за дикой смородиной, там ее было очень много! Вообще в те времена лес одаривал нас таким несметным количеством ягод и грибов, запасов было море! Мы знали все грибы, за которыми ходили с удовольствием! А за маслятами босиком бегали! У нас прямо за огородной изгородью росли молодые сосенки, а за ними начинался лес. Вот в этих сосёнках, было очень много маслят, мы прямо в подоле их бабушке таскали! А иногда нам бабушка даст по железной кружке и скажет: «Идите, девчонки, в сосняк, земляники поешьте!» Мы так же босиком бежим, наедимся, да ещё и в кружке бабушке принесём! Ведь не боялись одни бегать! Попробуйте сейчас так сказать своим внукам! Сейчас на даче до соседей детей провожают! А мы бегали целыми днями, купались — сколько хочется! Что мы только на реке ни вытворяли! Ныряли, под водой друг на друга смотрели, там же под водой кувыркались, с ластами плавали на перегонки!  А вот однажды на маленькой самодельной лодке (бабушка такие лодки душегубками называла) мы в очередной раз поплыли кататься на вёслах, было нас трое или четверо детей, катались вдоль берега. Даже не знаю, как так получилось, но мы удалились от берега к каменному островку, который был метрах в 15 от берега, и нас потянуло течением за этот островок к фарватеру ( кто не знает — это судовой ход, короче дорога для речного транспорта). И вот мы уже за этим островком, с течением на вёслах справиться не можем, и нас понесло вниз по Оби!.

А мама тем временем по берегу бегает, уже лодочников на помощь зовёт! Потом рассказывала, что наши головешки то видно из-за острова, то вдруг не видно! Там же течение какое, глубина, да и волны были! Представляю, что она тогда пережила! Ну я рассказываю сейчас, значит все хорошо закончилось! Нас догнали на моторной лодке уже прилично от наших дач и привезли на место! Вот честно, не помню даже ругала мама или нет! Я бы всыпала! Вот такая история! Хватит, наверное, воспоминаний о моей первой даче! Потом была следующая Дача, тоже на Оби, но это уже совсем другая история! Да и подросла я уже тогда! Хотя и эту дачу тоже с любовью вспоминаю!